Одним из наиболее сложных моментов при вождении автомобиля для начинающих становится правильная работа с механической коробкой передач.
В какой момент переключать скорость, какие педали для этого использовать, и как вообще заставить тронуться транспортное средство с места?
- Особенности механической коробки передач
- Достоинства МКПП
- Почему учиться вождению лучше на механике
- Какую функцию выполняет каждая из педалей
- Где какая педаль в машине
- Основы вождения с механической коробкой
- Начало движения
- По прямой
- В гору
- С горы
- Разгон
- Повороты
- Задний ход
- Остановка
- Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей
Особенности механической коробки передач
Углубляться в строение механики в данном случае нет особого смысла, но есть особенности МКПП, которые сказываются именно на первых этапах вождения:
- Большое количество расходников, скорее всего, будут нуждаться в замене после нескольких занятий с начинающим водителем. Например, сцепление сотрется из-за неопытности и постоянных нажатий.
- Чтобы научиться ездить на МКПП, автолюбителю нужно быть готовым потратить куда больше времени, чем в случае с АКПП.
Но всегда нужно помнить, что каждый может получить навыки по вождению транспорта с механической коробкой передач.
Достоинства МКПП
К преимуществам МКПП относятся следующие факторы:
- Простое устройство.
- Меньше затрат топлива.
- Более простой выезд из пересеченной местности.
- Легче обслуживать.
Кроме того, преимуществом становится обучение вождению на МКПП.
Почему учиться вождению лучше на механике
В случае с обучением езды на механике есть несколько преимуществ:
- Начинающий водитель примерно понимает, как работает автомобиль.
- Универсальные водительские права с категорией МКПП.
- Полный контроль над автомобилем.
Также преимуществом становится то, что водитель отвечает за большее количество действий с самого начала езды, а значит, со временем сильно возрастут показатели внимания и реакции.
Какую функцию выполняет каждая из педалей
Небольшой разбор в области того, где и как применяется каждая из автомобильных передач:
- Первая. Используется, чтобы сдвинуться с места. Переключается при достижении скорости в 15-20 километров в час.
- Вторая. Применяется при поездках в потоке, но при свободной трассе переключается на скорости в 30 километров в час.
- Третья. Наиболее частая скорость в городе. Переключается при 60 километрах в час.
- Четвертая. В городе на прямых участках находит применение. Переключение с нее на скорости в 80 километров в час.
- Пятая. Чаще используется на трассе.
С задней передачей все должно быть понятно: она используется, чтобы транспорт ехал назад.
Где какая педаль в машине
Небольшая таблица поможет получить информацию о том, как водить машину с пониманием расположения педалей.
Левая педаль. | Средняя педаль. | Правая педаль. |
С помощью сцепления происходит передача крутящего момента от двигателя к колесам. Пока она нажата, двигатель не заглохнет независимо от того, какая передача включена. | С помощью тормоза происходит постепенная или резкая остановка машины. | С помощью газа происходит регулировка дроссельной заслонки и, соответственно, разгон транспортного средства. |
Перед тем, как переключать скорости на механической коробке, нужно не только разобраться с расположением педалей в машине, но и с тем, как должны стоять ноги, чтобы быстро реагировать в ситуациях и нажимать на нужные. Краткое описание процесса следующее:
- Левая нога отвечает исключительно за сцепление. В том случае, если во время поездки она не задействуется, нога ставится на специальную площадку в левой части коврика.
- Правая нога отвечает сразу за два момента: тормоз и газ. Так как она всегда задействуется во время езды на механике и автомате, для нее площадка не предусмотрена.
Важно! Левая нога, чтобы водить машину на механике, никогда не используется для нажатия тормоза. Применение возможно только для сцепления.
Основы вождения с механической коробкой
Основы движения на МКПП включают несколько этапов.
Начало движения
Рассмотреть этот вопрос нужно сразу в нескольких плоскостях: по прямой, в гору и с горы.
По прямой
Чтобы научиться ездить на механике и правильно трогаться, сначала происходит изучение данного процесса на прямой дороге. Если процесс обучения только начинается, то следует выехать на территорию, где нет препятствий и площадь освобождена от предметов, в которые можно случайно въехать в случае допущения ошибки.
Обучение здесь такое:
- Чтобы случайно не заглохнуть сразу после запуска мотора, выжимается педаль сцепления, затем ключ зажигания поворачивается.
- Коробка передач переводится в первое положение.
- Сцепление постепенно опускается до момента, пока машина не начнет немного двигаться вперед.
- Нажимается педаль газа, а сцепление постепенно опускается.
Готово, после этого происходит переключение на более высокие положения.
В гору
Механическая коробка передач позволяет использовать сразу несколько способов начала движения в гору, но будет приведен наиболее простой из них. Он не требует ручника, а управлять машиной будет легче.
Пошагово процесс выглядит так:
- Автомобиль стоит на ручнике, двигатель запускается.
- В пол выжимается педаль тормоза, затем ручник отпускается.
- Зажимается сцепление и включается первая передача. При этом тормоз все еще зажат.
- Сцепление доводится до состояния, когда машина немного начинает дергаться.
- Быстро отпускается тормоз и нога переходит на педаль газа.
- Повышаются обороты, и начинается вождение.
Важно! Для чайников нужно знать, что к началу движения в гору допускаются только те водители, которые уже отточили данный навык на прямой.
С горы
Проще всего для большинства начинающих автолюбителей становится начало движения с горы. Так как машина здесь начнет катиться сама, ехать на ней будет легче.
Инструкции такие:
- Выжимание педали сцепления и тормоза, запуск двигателя, снятие с ручника.
- Включение первой передачи и отпускание тормоза.
- Транспортное средство начнет катиться само.
- Переключение на более высокую передачу, если нужно.
- Контроль движения.
В случае с ездой с горки лучше разобраться с тем, как правильно остановиться на механике.
Разгон
После того как тронуться на первой передаче, процесс езды переходит к повышению скорости, и, соответственно, к переключению передач.
Это несложный процесс, который умещается в следующие инструкции:
- При разгоне двигателя приблизительно до двух с половиной тысяч оборотов отпускается газ.
- Выжимается сцепление и передача переключается на вторую.
- Газ постепенно нажимается, а сцепление отпускается быстро и плавно.
- Процесс повторяется каждый раз, когда нужно переключиться на более высокую передачу.
Важно! Если использовать механику только на первой скорости и не переключать передачи в процессе езды, то это приведет не только к практическому отсутствию разгона, но и к поломкам в двигателе. Именно поэтому научиться обращаться с механической коробкой передач для начинающих водителей становится необходимо с самого начала.
Повороты
В случае с поворотами шаги выглядят следующим образом:
- При приближении к повороту осуществляется переключение передачи на нейтральную.
- Скорость сбрасывается, заранее включается поворотник, а сцепление отпускается.
- На невысокой скорости автомобиль входит в поворот.
- Сцепление снова зажимается, включается нужная передача, происходит завершение маневра.
Как научиться включать правильную скорость после завершения поворота? Многое здесь зависит от двигателя и автомобиля в целом. Если скорость не достигает тридцати километров в час, то хватит и второй передачи.
На заметку! Почувствовать автомобиль получится буквально через пару недель езды.
Задний ход
Выезд с парковочных мест или из гаража часто осуществляется задним ходом.
Ездить на машине нужно так:
- Проверяется вид в оба зеркала заднего вида, а также в его центральную часть.
- Если нет явных препятствий, нажимается левая педаль.
- Включается задняя передача и сцепление постепенно опускается.
- Потихоньку нажимается педаль газа.
- Левая нога находится на левой педали в течение всего маневра по движению задним ходом.
Как правильно выжимать сцепление при заднем ходе? Процесс здесь такой же, как и при начале движения передом. Нужно нажать педаль в пол, а затем постепенно ее отпускать.
Остановка
В случае с небольшим притормаживанием без особой потери в оборотах не нужно нажимать ничего, кроме средней педали, но в ситуации с полной остановкой на высокой передачи нужно выполнить несколько шагов:
- Выжимается сцепление и передача сбрасывается на нейтральную.
- Постепенное нажатие на среднюю педаль.
- Отпускание левой педали.
- Остановка автомобиля.
Если остановка происходит, но есть ощущение, что транспорт не доедет до нужного места, то механика позволяет включить одну из невысоких передач и с использованием газа доехать до точки.
Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей
Несколько советов по тому, как правильно начинающим водителям работать с МКПП:
- Не торопиться. Вождению на автомобиле с механической коробкой передач часто мешает торопливость. Не нужно стараться быстро сделать какое-то еще недостаточно отработанное действие. Первые несколько тренировок лучше провести на полигоне, где нет препятствий и других машин.
- Изучить расположение педалей. Все педали нужно выучить настолько, чтобы не приходилось думать о том, что нажать в этой конкретной ситуации. Ноги самостоятельно делают то, что становится важным.
- Почитать книги о строении автомобиля. Если изучить строение транспорта, то это сильно скажется на результате. Представление о том, что происходит под капотом и сиденьем помогает быстрее ориентироваться.
- Не бояться. Переживать не стоит, так как несмотря на габариты транспорта, управлять им совсем не сложно. Переключение скоростей на транспорте происходит без стресса.
Одним из советов будет уроки вождения на механике для начинающих. Здесь опытные инструкторы на практике опишут различные ситуации и предложат поработать с ними, научат плавно останавливаться и чувствовать автомобиль.
Как вам статья?